?

Log in

No account? Create an account

viktor_shilin


Если жизнь это путь, то это мои путевые заметки


Previous Entry Share Flag Next Entry
Верещагин Василий Васильевич. Часть 5. Отечество и Отечественная война.
viktor_shilin

Наполеон I на Бородинских высотах. 1897

Продолжаем путешествие по творческой вселенной Василия Верещагина.

Предыдущие материалы:
1880-е годы в творческой жизни художника отмечены необычайной активностью, поисками новых тем. Он вторично едет в Индию (1882 — 1883) и затем в Сирию и Палестину (1883 — 1884). Так возникает “Палестинская серия”, состоящая главным образом из этюдов и картин документально-этнографического характера. Значительна работа художника над созданием “Трилогии казней”: “Распятие на кресте во время владычества римлян”, “Казнь заговорщиков в России” (1884 — 1885) и “Подавление индийского восстания англичанами” (около 1884). Вторая картина была навеяна расправой самодержавия с революционерами-народовольцами 3 апреля 1881 года.


"Распятие на кресте во время владычества римлян"


"Казнь заговорщиков в России"

Результатом поездок Верещагина по Северу в 1880 — 1890 годах, явилась серия рисунков и этюдов с изображениями памятников старинного деревянного зодчества, русской северной природы и простых русских людей.


Паперть церкви Иоанна Предтечи в Толчкове. Ярославль. 1888


1. Резной столб в трапезной Петропавловско церкви в селе Пучуги Вологодской губернии. 1894
2. Иконостас церкви Иоанна Богослова на Ишне близ Ростова Ярославского. 1888




1. Старуха-нищенка девяноста шести лет. 1891г.
2. Отставной дворецкий. 1888



Перед исповедью на паперти сельской церкви. 1888


Троицын день. Село Коломенское


1. Внутренний вид деревянной церкви Петра и Павла в Пучуге. 1894
2. Внутренний вид церкви Иоанна Богослова на Ишне близ Ростова Ярославского. 1888


Осада Троице-Cергиевой лавры. 1891

С 1887 по 1901 год Верещагин работал над серией картин, посвященных Отечественной войне 1812 года. Более двадцати полотен создано им на эту тему. Художником руководили высокие патриотические помыслы — “показать в картинах 1812 года великий национальный дух русского народа, его самоотверженность и героизм в борьбе с врагом”.
Художник сумел выразить освободительный, народный характер войны, развенчать Наполеона, лишить его “пьедестала героя, на который он вознесен”.
Серия начинается сценой Бородинского сражения, которому Верещагин посвятил два полотна: “Наполеон на Бородинских высотах” (1897) и “Конец Бородинского боя” (1899 — 1900). Пребывание наполеоновской армии в Москве отражено в четырнадцати картинах. Среди них: “В Успенском соборе” (1887 — 1895), “Пожар” (1896 — 1897), “Сквозь пожар” (1899 — 1900), “Расстрел в Кремле” (1897 — 1898) и другие. В нескольких картинах показано отступление и разгром французской армии: “В Гродно — пробиваться или отступать”, “На этапе — дурные вести из Франции” (1887 — 1895), “Ночной привал великой армии” (1896 — 1897).


Наполеон на Бородинских высотах.1897


Конец Бородинского боя. 1899-1900


В Успенском соборе. 1887-1895


Пожар. 1896 — 1897


В покоренной Москве (Поджигатели или Расстрел в Кремле). 1897-1898


На большой дороге. Отступление, бегство... 1887-1895

В штыки Ура Ура (Атака). 1887-1895

Большое место в серии заняла тема народной партизанской войны с захватчиками. Важно отметить и то, что художник изобразил не прославленных партизанских командиров, таких, как Д. Давыдов, а воссоздал подвиг простых крестьян, участников народного освободительного движения.
...Крупные хлопья белого снега покрыли ветви сосен. В засаде крестьяне ожидают врага. Впереди всех, спокойно всматриваясь в лесную чащу, стоит высокий старик с топором в опущенной руке. Приближается враг. Волнение и нетерпение видно на лицах партизан, но старый, опытный и мудрый руководитель сдерживает товарищей. “Не замай, дай подойти”, — словно говорит он. Эти слова являются названием картины (1887 — 1895). Художник прибегает к широкой, несколько декоративной трактовке пейзажа, стремясь создать обобщенный эпический образ русской природы. В картине “С оружием в руках — расстрелять” (1887 — 1895) запечатлена расправа с партизанами, попавшими в плен к французам. В одном из последних произведений “Ночной привал великой армии” изображен бесславный конец захватчиков, полный разгром некогда непобедимого войска.


С оружием в руках - расстрелять. 1887-1895




Не замай Дай подойти. 1887-1895


Ночной привал великой армии. 1896-1897

Большая патриотическая идея, положенная в основу серии, глубина и острота сюжетов, яркие народные образы, интересные композиционные решения делают этот последний капитальный труд художника достойным вкладом в историческую живопись конца XIX века.

Продолэение в следующем посте.

Источник материала: http://www.artcyclopedia.ru/


promo viktor_shilin january 12, 2014 01:06 106
Buy for 100 tokens
« Витязь на распутье » — картина Виктора Васнецова Сразу скажу, что не претендую на глубокие рассуждения. Что у меня нет ни философского, ни исторического образования. Что я простой, учившийся в постсоветской школе (с ЕГЭ и всеми прилагающимися), парень. Что меня, как и…

  • 1
Спасибо, пробуждает интерес к живописи.

сразу видно - Отечественная

  • 1