?

Log in

No account? Create an account

viktor_shilin


Если жизнь это путь, то это мои путевые заметки


Previous Entry Share Flag Next Entry
Верещагин Василий Васильевич. Часть 2. Туркестан
viktor_shilin

Мавзолей Шах-и-Зинда в Самарканде. 1869-1870

Продолжение знакомства с творчеством русского художника Василия Васильевича Верещагина.

Предыдущие материалы
Часть 1. Начало пути и туркестанские работы

В прошлом посте я остановился на туркестанской серии работ, ставшей плодом пребывания мастера в этой жаркой стране, в то время пылающей от военных конфликтов.

Центральное место в этой серии занимают батальные полотна, именно они имели большой успех и в России и за рубежом, определив основное направление творчества Верещагина. Уже в самых ранних полотнах художник выступил с протестом против захватнических войн, с обличением тех, по чьей вине гибли люди. Антимилитаристский характер произведений — результат глубоких раздумий и жизненных наблюдений Верещагина, который внес в батальную живопись смелую суровую правду, какой до него в этом жанре не знало русское искусство. Героями своих картин он сделал солдат, простых русских людей.
“Солдаты Верещагина, — писал В. В. Стасов, — это все тот же народ, только... носящий мундир и ружье”.
В картине “У крепостной стены. Пусть войдут” (1871) в напряжении ожидают боя русские солдаты. Суровы их лица, в позах твердая решимость. В картине “Вошли” — то же место в крепости, но после боя. Ряд батальных полотен объединен в серию, где художник развивает мысль о жестокости феодальных владык, дикости порядков, о героизме и мужестве русских солдат: “Высматривают” (1873), “Нападают врасплох” (1871), “Представляют трофеи” (1872), “Торжествуют” (1872) и “Апофеоз войны” (1871 — 1872).
“Я не знаю, — писал И. Н. Крамской о Верещагине, — есть ли в настоящее время художник ему равный не только у нас, но и за границей...”



“У крепостной стены. Пусть войдут” (1871)


"Высматривают” (1873)


"Нападают врасплох" (1971)


“Представляют трофеи” (1872)                                                              "Смертельно раненный" (1873)


"Торжествуют" (1972)


"Апофеоз войны" (1871)

Смелые обличительные картины вызвали враждебное отношение к художнику реакционных кругов России, которые обвиняли его в клевете на русское воинство. Тяжело переживая несправедливые обвинения, Верещагин сжег три картины: “Забытый”, “Окружили — преследуют” и “Вошли”.
Произведения Верещагина запрещали выставлять и воспроизводить в книгах, газетах и журналах. В течение тридцати лет царское правительство не приобрело ни одной картины ставшего всемирно известным художника. Только П. М. Третьяков купил большую часть туркестанских работ.

В 1874 — 1876, 1882 — 1883 годах Верещагин совершил две поездки в Индию для изучения жизни, природы и быта страны. Этому "индийскому" этапу в творчестве художника будет посвящен следующий пост.
Источник материала: http://www.artcyclopedia.ru/

promo viktor_shilin january 12, 2014 01:06 106
Buy for 100 tokens
« Витязь на распутье » — картина Виктора Васнецова Сразу скажу, что не претендую на глубокие рассуждения. Что у меня нет ни философского, ни исторического образования. Что я простой, учившийся в постсоветской школе (с ЕГЭ и всеми прилагающимися), парень. Что меня, как и…

  • 1
взгляд на войну, верный во все времена

Крайне поверхностный взгляд на художника, воспроизводящий советские мифы
Верещагин минимум два раза писал о необходимости занятия Средней Азии - а "занятие" производилось только вооруженной рукой, завоеванием.
В 1882 году картины художника выставлялись на юбилейной выставке в Москве, тот же "Забытый" выставлялся в виде фоторепродукции - и в каталоге выставки был напечатан как ни в чем ни бывало.

  • 1