viktor_shilin


Если жизнь это путь, то это мои путевые заметки


Previous Entry Share Next Entry
Страсти по культуре
viktor_shilin

Сила культуры, сила искусства. В чем она? Сейчас культуру часто сводят к "что-нибудь почитать, послушать, посмотреть". Но это такая же замена культуре, как жвачка - еде. Вроде ты что-то и слышишь, и читаешь и смотришь, а внутри так же пусто. Но культура это как раз про это "внутри".

Мы, привыкшие к доступности любых книг и музыки, не можем представить себе того благоговения перед культурой, которое испытывали люди в прежние времена. Как некогда наши прадеды страдали от ее дефицита, так сейчас мы страдаем от профицита. Только вот им для достижения этих богатств пришлось перевернуть страну, а нам достаточно загрузить страницу в интернете.

Представьте себя в величественной готической церкви. Своды уходят в темноту под потолком. Вокруг собрались люди, в нетерпении ожидающие начала таинства. Мерцает и отражается в витражах мягкий свет. И вот по залу начинают литься звуки, начинает хор и десятки голосов сливаются в один мощный поток, возносящийся ввысь и обрушивающийся на слушателей. Это не музыка, это магия.

Предлагаю к вниманию одно из величайших творений немецкого музыкального гения, и человеческого гения вообще.

Д. К. Кирнарская, «Классическая музыка для всех»: Ария альта из «Страстей по Матфею» — это пример всего самого совершенного и дорогого, созданного гением И. С. Баха. Здесь он выразил себя без остатка, до конца, высказал все, ради чего он жил и обращался к людям в своей музыке. Ария «Erbarme Dich» («Сжалься») падает на кульминацию евангельского сюжета, когда апостол Пётр, трижды предав Христа, как и было предсказано, горько раскаивается в содеянном. Он молится и рыдает, он взывает к милосердию. Бах всегда с особой проникновенностью и убедительностью использует в своем творчестве мотивы арии скорби или, как её принято называть, арии итал. lamento; как истинно христианская душа, Бах преисполнен сострадания к ближнему и сочувствия его душевным терзаниям. Большое вступление скрипок как всегда у Баха живописует происходящие события: согбенную фигуру Петра, льющего горькие слёзы — мелодия вместе со своим героем всхлипывает и жалуется. И как всегда у Баха, эта мелодия кажется бесконечной: текут, нанизываются друг на друга вздыхающие фразы — слушая эту музыку, нельзя не вспомнить всех раскаявшихся грешников, душа которых как душа Петра очистилась через покаянную молитву."

Два на мой взгляд самых сильных момента
1. И.С. Бах. "Страсти по Матфею". "
Erbarme dich"

http://youtu.be/9nGPnJ7kuvY

2. И.С. Бах. "Страсти по Матфею". "Wir setzen uns mit Tränen nieder"

http://youtu.be/xnFRpI-4wIo

Полная версия:

http://youtu.be/P21qlB0K-Bs


  • 1

совершенно верно

Да, это одно из самых проникновенных мест в Пассионах. Его давно разобрали на цитаты.

Большое вам спасибо за публикацию.
Я, к сожалению, почти не знакома с классической музыкой, совершенно в ней не разбираюсь. Приведенные фрагменты послушала с удовольствием. Пусть это будет хоть что-то в моем музыкальном образовании.

Я тоже совершено профан. Открыл этот мир для себя совсем недавно.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account