?

Log in

No account? Create an account

viktor_shilin


Если жизнь это путь, то это мои путевые заметки


Previous Entry Share Flag Next Entry
Недетские мифы
viktor_shilin

Терей, Прокна и Филолена

Недавно я пролистывал одну из любимых книг моего детства – «Легенды  и мифы Древней Греции». Чудно было вспоминать, какое впечатление она тогда на меня оказала. Как в моем воображении громыхали молнии Зевса, звенело оружие сражающихся героев, пылала поверженная Троя…

Но сейчас я хотел написать не об этом. Проглядывая знакомую книгу, я заметил одну вещь, на которую в детстве не обращал внимания. В древнегреческих мифах периодически возникает тема людоедства, причем почти всегда поедаются дети. Общая модель такова: детей убивают, из них готовят трапезу и кому-то скармливают. Причем эти ужасы не были заретушированы даже в моей детской книжке. Вот некоторые из подобных мифов:

1. Миф о Тантале, в котором самонадеянный герой хочет проверить богов, изготовив им пищу из собственного сына Пелопса.

2. Миф о Атрее и Фиесте, двух братьях. В ходе вражды и взаимных козней Атрей приготовил гуляш из сыновей Филеста и скормил брату.

3. Миф о царе Ликосуры Ликаоне (сын аркадского царя Пеласга), который подобно Танталу хотел испытать Зевса, подсунув ему кушанье из человечины.

4. Миф о царе Фракии, Терее и его жене Прокне. Терей похитил сестру Прокны, Филомелу, держал ее в неволе и унижении. Прокна освободила сестру и в качестве мести Терею убила их общего сына и скормила его мужу.

Вот такие прелести. Что сразу приходит на ум.
- Что эти эпизоды, как правило, жестоко караются Зевсом
- Что сам Зевс был уцелевшим сыном бога Кроноса, практиковавшим поедание собственных детей. Зевс же от подобной практики отказался.

Можно предположить, что мифологическое свержение Зевсом Кроноса отражает в реальности победу «народа Зевса» над «народом Кроноса».

Есть версии, что доантичным населением Греции являлись племена пеласгов (вспомним отца Ликаона Пеласга), действительно почитавших своим верховным божеством Кроноса. Сразу напрашивается предположение, что в обществе пеласгов практиковался каннибализм, причем детский, и реликты данной традиции мы и видим в греческих мифах.

Вот такая вот занимательная древность.


promo viktor_shilin january 12, 2014 01:06 106
Buy for 100 tokens
« Витязь на распутье » — картина Виктора Васнецова Сразу скажу, что не претендую на глубокие рассуждения. Что у меня нет ни философского, ни исторического образования. Что я простой, учившийся в постсоветской школе (с ЕГЭ и всеми прилагающимися), парень. Что меня, как и…

  • 1
Вот такая людоедская античность.

невесело было...


Edited at 2017-06-20 10:46 am (UTC)

Людоедство, жертвоприношение детей, потом отказ от этого. Так было везде. Владимир Пропп хорошо написал на эту тему в своей монографии о русских сказках.

Это общеевропейский миф.
В Индии например легенда об асуре Хираньякашипе, который жестоко мучил своего сына Прахладу.
Которая кстати перекликается с нашей сказкой о Кощее Бессмертном. Только у индусов Смерть Кощеева не из разбитого яйца и сломанной иглы а из сломанной мраморной колонны. И явлется человекольвом, что перекликается со Сфинском (только наоборот - Нрисимха сверху лев а снизу человек).
Даже имена Хараньякашипа-Хронос-Кощей что-то общее имеют.
У финикийцев детей кушал бог Ваал, имя которого внезапно похоже на Балу или Бали - внука того самого Прахлады. Который по мифам однажды завоевал царство Индры.
А миф о индийской "Смерти Кощеевой" заканчивается тем, что чтобы успокоить выпущенного бога - человекальва призвали Шиву, который слившись с ним, превратился... в двуглавого орла, Гандаберунду)
Вот так вот мифы оказываются ближе чем кажется.

Зы.: а предыстория Харанькашипу и обретения им бессмертия до боли напоминает... сказку о Царе Салтане!)
Тем более что Трипури - столица демонов находилась где-то в районе Черного моря, где располагают и легендарный Остров Буян.

Edited at 2017-06-15 03:09 am (UTC)

Арина Родионовна, как и "Наше Фсё" не ведали об общих индоеврпейских корнях своих сказок.

  • 1