?

Log in

No account? Create an account

viktor_shilin


Если жизнь это путь, то это мои путевые заметки


Previous Entry Share Next Entry
Безвременье три года спустя
viktor_shilin
Дорога в болоте

Копаясь в своем журнале наткнулся на запись трехлетней давности.
Я тогда увлекся фотографией. И как любой неофит, занимался этим в очень больших объемах. Помимо сотен мусорных фото, удалось сделать несколько действительно неплохих. Они неплохи не композицией и не светом. А тем, что в них хорошо удалось передать дух того места, где я живу.

Эта очень интересная среда. Она наполнена пороками, гнилью и грязью. Но в то же время она живая. Тут растут дети, часть из них пополняет аудитории вузов, часть «аудитории» местных рюмочных. Кто-то принимает вызов среды и разворачивает из себя потенциал, раскурочивая гниль. В окружающей благости это может и не произойти. А кто-то пасует, и медленно тонет в трясине.  Пока из вонючей жижи не останется торчать одна голова. Да и та – недолго.

Это очень странная жизнь. Неоднозначная. В ней нет места ни пессимистам, ни оптимистам. Ни, как ни странно, реалистам. Выживает только какой-то причудливый сплав.
Я не сторонник сусальных картин. В советскую эпоху тут тоже было много разного. Но теперь стало хуже, много хуже.

Главное, что я тогда выделил, это – безвременье. И спустя 3 года я чувствую, насколько точно я смог увидеть главное свойство. Три года промчались, как локомотив: бунты, войны, воскресшие праздники, - голова идет кругом. А тут все так же. Все без изменений. ВООБЩЕ.
И все же это – жизнь. Посмотрите ей в лицо. Мой прошлый текст я сохранил, без него не очень ясно, почему я делал эти фотографии.
Безвременье
Всего было мало,
Всего не хватало
Детям и взрослым того квартала,
Где рос я...
                     Б Слуцкий

    Я поставил эпиграфом эти стихи не для красоты, а потому, что считаю, что они и правда в чем-то мне не чужды. Но одновременно и бесконечно далеки. Впервые я услышал их на телепередаче "Суд времени". Речь шла о тяжелом времени после Гражданской войны, о разрухе.. Помню, как они меня задели тогда, как говорят "зацепили". В какой-то степени я увидел в них себя, но в тоже время почувствовал бездонную пропасть, разделяющую то, что описано в стихах Слуцкого и то, что есть на моей памяти…

Мои близкие друзья, с которыми я рос, часто спрашивают меня, почему я полез в это? Они искренне недоумевают  тому что их друг учудил такое. Вступил в какое-то движение, ездит в Москву, пропадает на собраниях, ходит с плакатами, пристает ко всем с подписями. Я, конечно, всегда отвечаю им что-то, но внутри всегда вспоминаю одно. Наше совместное детство. И думаю, что мог бы и сам так же недоумевать, что за безумие охватило моего, как казалось, знаемого как облупленного друга.  Ибо там и тогда «где рос я», ничто не говорило о том, что возможна какая-то другая жизнь. Я вполне понимаю их, искренне думающих, что ничто никогда не измениться, и все будет как прежде так же серо и тускло. Одним словом характеризуется для меня эпоха, из которой выросло мое поколение, и которое длится и по сей день. Это слово - безвременье…

  Нет, я не скажу, что детство мое было плохим и темным. Совсем нет. Дети всегда находят свое простое счастье даже среди руин и разрухи, даже посреди стонущей от бед страны. Развалины заводов, заросшие парки, брошенные стройки – там мы играли, влюблялись, дрались. И этим мы схожи с росшими в те далекие времена детьми. «Всего было мало, всего не хватало, детям и взрослым того квартала, где рос я». И далее то, что отличает детское время Слуцкого от нашего «безвременья»: «а мы называли грядущим будущее, грядущий день – не завтрашний день!». Вместо «грядущего будущего» у нас была мишура пластиковых игрушек и мультсериалов, чернуха в газетах и на экранах…

  К чему все это? Просто я хочу взять читателя за руку и провести небольшую экскурсию по моей малой родине. Думаю то, что я покажу, будет и интересно, и во многом узнаваемо для многих. Может кто-то узнает и свое детство, и свой город. Полезно иногда совершать погружение в воспоминания. И чтобы просто прикоснуться к прошлому, и чтобы что-то понять в себе сегодняшнем. Итак, начнем.

Здесь проводит время молодежь. Впрочем это видно по оставленным "рисункам".
Это памятник эпохи Горбачева-Ельцина. Недостроенный больничный комплекс, строительство которого финансировалось крупным Канатным заводом. Завод развалился, стройка встала. С тех пор уже почти законченное здание (оно было почти завершено) стало излюбленным местом для подростков, бомжей и наркоманов. На моей памяти, если судить по молве, здесь убили минимум трех человек.





Парк канатчиков. Тоже один из социальных объектов крупного предприятия, пришедший в запустение с развалом оного. И здесь тоже по ночам тусуется молодежь. Парк расположен прямо на берегу Волги, излюбленное место влюбленных парочек.



Счастливое демократическое детство. Интересно, сколько детей можно изъять, совершив рейд по такому району. Наверное, ВСЕХ.



Это один из кварталов так называемых «времянок». Дома строились для рабочих с расчетом на 20 лет, после этого по плану они должны были переезжать в новые многоэтажки. Но план, как известно, дело порочное, и невидимая рука рынка распорядилась иначе. В итоге люди до сих пор живут во «времянках». Дома в ужасном состоянии, в некоторых трещины толщиной в руку, стены отваливаются буквально кусками, обнажая деревянный каркас. Настоящее гетто…
(Сейчас тут стало еще хуже. Часть домов пересили в новое жилье. И это хорошо. Но часть осталась, и живет в окружении уже пустующих руин, которые периодически вспыхивают пожарами. Район стал похож на Сталинград после бомбежки Люфтваффе в 1942-ом)



Эта кибитка появилась на пустыре лет 10 назад. Потом на кибитке выросла жестяная маковка, а рядом деревянный крест. Бабушки из окрестных домов ковыляли на службы, прибирались на участке. Самого священник я почти не видел… Потом какая-то шпана подожгла нехитрую часовню, Может быть та, что рисует всюду свастику, кто знает….
(сейчас скоревшей часовни-церквушки уже нет. А крест все еще стоит.)

Тут прошло мое детство. Тут сейчас проходит детство других детей. Так почему я стал заниматься малопонятными вещами, ездить на митинге и т.д.? Может потому что хочу, чтобы наконец дети вырвались из этого безвременья?
----

PS. К своим прошлым немного наивным рассуждениям на тему «А чем это я занимаюсь?» я добавлю новое.
Я хочу стать тем, кто осушит это болото. И засеет здесь сад. И все.

  • 1
Ходил я, по таким настилам.

передать дух того места, где я живу

Такой дух в таком месте?

Re: передать дух того места, где я живу

Там очень сложный и неоднозначный дух.
Есть много патологий, грязи.
Но есть и простота, открытость людям. Незацикленность на себе.

и простота, открытость людям. Незацикленность на себе.

Это что это значит, если перевести на язык товарно-денежных отношений?


Edited at 2016-06-03 04:37 pm (UTC)

Re: и простота, открытость людям. Незацикленность на себ

Этот язык тут ничего не даст

Re: и простота, открытость людям. Незацикленность на себ

Тогда так и останется простота, незацикленность, болото ...

Re: и простота, открытость людям. Незацикленность на себ

нет болото осушают те, кто разжигают огонь в себе и создают какой-то очаг.
Спортивную секция, культурный клуб. Просто хорошую школу.
Учитель который работает в таком районе не потому что больше нет мест, а потому что хочет нести тепло и свет детям - очень много может сделать.

Я не очень понимаю при чем тут товарно-денежные отношения, когда речь идет о социальных отношениях, культуре, воспитании, образе жизни

Edited at 2016-06-03 06:47 pm (UTC)

при чем тут товарно-денежные отношения

Бытиё определяет сознание, в массе, так сказать.
Для всяческих клубов и секций нужны деньги (может быть, и небольшие).
А у нищих нет лишних денег и нет потребностей, соответственно.

Re: при чем тут товарно-денежные отношения

да не денег нет. Их то как раз для "очагов" больше чем нужно. Машину одну за одной меняют. Пивнухи растут как грибы.

Смысла жизни нет.

Их то как раз для "очагов" больше чем нужно.

Так вы просто как Некрасов мечтаете:

... Когда мужик не Блюхера
и не милорда глупого
Белинского и Гоголя
с базара понесёт.

Проблема давно известная и как таковая не имеет решения.

Re: и простота, открытость людям. Незацикленность на себ

Ваша позиция один в один с народниками последней трети 19 века. Уже ранние социал-демократы понимали ее утопичность.
Образ жизни, культура, воспитание могут появиться только на базе соответствующих структур. А те, только на базе соответствующей экономики.
Город-сад, если припомните, ожидался как функция металлургического комбината. На деле тоже не вышло, но это уже другой вопрос

Re: и простота, открытость людям. Незацикленность на себ

Возможно Вы и правы.
Я не знаю ответа, только ищу его.
буду размышлять

кто то видит только болото, а кому то виден добротный настил.
а он бывает и такой

(слово "гать" ещё в ходу?)

  • 1